Развитие интереса к техническому творчеству учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность этой проблемы и необходимость её разработки обусловлена большим спросом на квалифицированных специалистов технической направленности.
Юные инженеры
— Автоквантум Брянского детского технопарка «Кванториум» способствует развитию интереса к изучению инженерно-технических дисциплин у детей, понятию устройства автомобиля и современных транспортных систем, — рассказывает наставник Александр Иванин. — В автоквантуме ребята могут комфортно работать над проектами благодаря оснащению необходимым инструментом, различными макетами для изучения агрегатов автомобиля, современными наборами для конструирования, компьютерной техникой.
Здесь ребята проектируют и создают самоходные и радиоуправляемые модели автомобилей, участвуют в различных конкурсах и соревнованиях, постоянно совершенствуя свои проекты. За неполные два года работы «Кванториума» учащиеся приняли участие в конкурсах всероссийской образовательной платформы «Научим.online»: «Кvantorace», цель которых — состязание команд в пилотировании радиоуправляемых моделей на виртуальной площадке VRC-PRO и хакатоне «Citylogic» —
соревновании по имитационному моделированию в программе «Anylogic».
Весной команда «Odegon» учащихся автоквантума в составе Панкова Фёдора, Плужникова Артёма, Дорожкина Вячеслава, Зеленкова Артёма приняли участие во всероссийском финале детских инженерных команд «Первый элемент», который проходил во всероссийском детском центре «Смена» в Анапе. Ребята показали хороший результат — вернулись с бронзой. По итогам мероприятия их пригласили на международный финал, который состоится в декабре в Москве.
Кстати, занятия в автоквантуме определили выбор профессии для Панкова Фёдора, выпускника Снежской гимназии Брянского района. Он поступил в Брянский государственный технический университет на специальность автомобильная техника в транспортных технологиях.
Соревнования моторов
Какой мальчишка не мечтает погонять машинку! В автоквантуме не только учат, как моделировать и создавать машины, но и тому, как ими пользоваться, — для ребят, кто любит гонки, была сформирована гоночная команда «Kvantoracers». Кванторианцы — активные участники кубка «Динамо» — регулярной гоночной серии, организованной Брянской региональной организацией общества «Динамо». В сезоне осень-зима 2021 «Kvantoracers» идут на первом месте.
— Автоквантум — центр, организатор и активный участник доброго партнёрства с Управлением ГИБДД по Брянской области, — рассказывает наставник Дмитрий Толочко, — обучение здесь начинается с элементов безопасности на дорогах. Ребята активно пропагандируют безопасное дорожное движение, ведут просветительскую работу в этом направлении, участвуют в квестах, интерактивных играх, изготавливают и распространяют светоотражающие элементы.
Они создают роботов
Робототехника может стать стартовой площадкой для школьников, «горящих» техническими науками.
-Процесс роботостроения позволяет развить несколько компетенций, более того, применить свои практические навыки сразу в нескольких дисциплинах, — рассказывает наставник Дмитрий Левый. — Удивительно наблюдать, как любовь детей к определённому предмету растёт благодаря новым возможностям. И такие возможности в полном объёме предоставлены в промробоквантуме Брянского технопарка «Кванториум».
Популярность этого направления, обусловленная бурным ростом автоматизированных и робототизированных систем, окружающих нас, привела к большому числу ребят, которые решили попробовать себя в создании робототехнических систем.
Занятия в «Кванториуме» определяют выбор будущей профессии.
В промробоквантуме занимаются дети от 12 до 18 лет. Процесс обучения носит исключительно проектно-ориентированный характер. Такой подход к обучению позволяет ребятам видеть осязаемый результат своего труда, что в свою очередь дополнительно мотивирует их к дальнейшей деятельности.
В промробоквантуме теория тесно связана с практикой. Материально-техническая база позволяет с лёгкостью освоить путь в мир робототехники от простого к сложному. Начиная с робототехнического конструктора «Lego EV3», на базе которого ребята в привычном для себя игровом формате осваивают конструирование, азы блочного программирования, а также учатся алгоритмическому мышлению. Уже с первых занятий у ребёнка формируется понимание и важность того, чем он занимается, так как наставники проводят параллели между их проектами и производственными процессами.
Программа обучения предусматривает поэтапное усложнение. Каждый год обучения несёт новые знания и наборы для их
практического применения. В завершении каждого этапа обучения предусмотрен контроль знаний в виде защиты проекта.
Побеждают создатели
Помимо профильных разделов робототехники, таких, как изучение основ электроники и микропроцессорной техники на основе отладочных плат типа Arduino и Raspberry Pi, ребята изучают систему автоматизированного проектирования (САПР) «Компас 3D». Эти знания помогают детям оформить свои проекты по Единой системе конструкторской документации (ЕСКД), а также выполнять 3D-модели своих конструкций для их дальнейшего изготовления. Такая возможность позволяет появляться на свет уникальным проектам с индивидуальной конструкцией.
На завершающем этапе обучения ребята применяют свои знания и умения на настоящем промышленном манипуляторе KUKA, который имитирует большое число производственных процессов, таких, как: полуавтоматическая сварка, покраска, сборка, вакуумная сортировка, 5D-фрезерование.
— Параллельно с образовательным процессом дети участвуют в различных соревнованиях, — рассказывает наставник Илья Перешивко, — самым первым опытом было участие в региональном этапе конкурса «Робофест», где одна из наших команд в составе Анатолия Игнаткина и Ильи Смольского заняла 3-е место.
1 марта этого года ребята заняли все три призовых места в финале регионального трека Всероссийского конкурса научно-технических проектов «Большие вызовы» в номинации «Умный город». Для этого конкурса Илья Перешивко подготовил победителя Артёма Плужникова с проектом «Смарт-табло» и команду в составе Фёдора Девинца и Ивана Стерникова с проектом «Умный светофор», занявшую третье место. Второе место с проектом «Универсальное устройство для определений условий труда» взяла команда Иракли Кочиашвили, Даниила Киреева и Остроумова Максима, которую подготовил Сергей Комков.
Больше всех отличился призёр Всероссийского конкурса научно-технических проектов «Большие вызовы» Плужников Артём — наградой для него стало обучение в образовательном центре «Сириус» этим летом. Также Артём в марте занял первое место в региональном этапе конкурса «Школьный патент-шаг в будущее», а в апреле — Гран-при в международном конкурсе «Школьный патент-шаг в будущее».
Геннадий НЕВЕРОВСКИЙ